Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
-
в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
-
инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
-
участники исследования выполняют задания на компьютере;
-
все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
-
исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Нормативные документы:
Федеральные документы
-
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
-
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
-
Приказ Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
-
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
-
Письмо Министерства просвещения РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
Региональные документы
-
Приказ Министерства образования Саратовской области от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
Муниципальный уровень
Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности
-
Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания размещены на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/index.php
-
Центр оценки качества образования ИСРО РАО Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира
-
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
-
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA
http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
-
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
-
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA
https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
-
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
-
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA
https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.
-
Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
-
Естественнонаучная грамотность. Пособие для старшеклассников
-
Комплект кейсов по формированию естественнонаучной грамотности
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность
Методические рекомендации по фин. грамотности начальные классы |
|
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-6 классах |
Полный комплект материалов для оценки читательской грамотности выпускников начальной школы |
Методические материалы по формированию функциональной грамотности
-
Перечень методических и дидактических материалов для проведения занятий по развитию ФГ
-
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Методическое пособие для педагогов -
Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ
-
ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»
-
Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
-
Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся. 5-9 классы»
-
Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся» (9 класс)
-
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе